Термины дистанционного образования

А

Активность электронного курса — параметр мониторинга использования электронного курса, определяемый как среднее количество обращений (манипуляций) обучающихся к материалам курса за определенный период времени. Вычисляется на основе автоматизированной статистики.

Автовебинар - запись уже проведенного вебинара, которая имитирует прямой эфир. Автовебинар не является «живым» мероприятием, здесь отсутствует интерактивное взаимодействие, обратная связь и возможность задавать вопросы ведущему.

Архивная запись - видеозапись прошедшего вебинара, которую можно добавлять на сайт, рассылать коллегам и участникам, которые не смогли посетить мероприятие, а также выгодно использовать в маркетинговых целях. Это отличный способ продлить жизнь полезному контенту, и предоставить людям возможность просматривать и изучать его в удобное время.

Адаптивное обучение (Adaptive learning) - обучающая технология, которая использует компьютеры в качестве интерактивных средств позволяет организовать учебный процесс в соответствии с индивидуальными потребностями и возможностями каждого студента, определить уровень его текущей подготовки, рационально подобрать задания и упражнения, а также оперативно отследить ход усвоения материала. Компьютер приспосабливает представление учебного материала под индивидуальные нужды студента, чаще всего это происходит в формате ответов на вопросы и задания. Задача методики — создание адаптированной модели обучения, которая превращает студентов из простых слушателей в активных участников учебного процесса.

Адаптивный тест - тест, содержащий ранжированные по степени трудности задания, после успешного выполнения которых уровень сложности постепенно повышается, а после неверных ответов — понижается. Тестирование продолжается до тех пор, пока система не определит уровень подготовки тестируемого.

Аттестация слушателей - процедура оценки текущего, промежуточного и итогового освоения студентами отдельной части или всего объема учебного курса (дисциплины, модуля), содержания дополнительной образовательной программы.

Авторское право (Copyright) - юридически защищенные и исключительные права создателя образовательного продукта (контента для образовательного продукта), включая право на вознаграждение за использование имени автора или распространение созданного им продукта.

Аудиоконференция в системе дистанционного обучения – одна из информационных технологий, предполагающая речевое взаимодействие удаленных друг от друга студентов и преподавателя (тьютора), осуществляемое в реальном режиме времени с помощью телекоммуникационного оборудования.

Администратор региона – представитель территориальных органов по вопросам занятости населения, осуществляющий контроль и управление за работой региональных пользователей в Системе дистанционного обучения.

Администратор учебного центра – представитель образовательного учреждения, осуществляющий организацию учебного процесса и управление пользователями учебного центра в Системе дистанционного обучения (решает организационные вопросы, связанные с приемом граждан на обучение, заключением договора на обучение, проведением тестирования, регистрацией обучаемого в системе дистанционного обучения, осуществляет разработку учебных планов и программ, составление расписания занятий).

Администрирование сетевого учебного процесса – система управления, включающая контроль соблюдения обучаемым академического графика, рассылку необходимых материалов, оперативное реагирование на запросы обучаемых, контроль их знаний и др.

Асинхронное обучение – формы учебной телекоммуникации, когда каждый субъект обучения знакомится с учебными материалами или выполняет работу не одновременно со всеми, а в удобное для него время. Обмен сообщениями происходит путем их взаимной пересылки, например, по электронной почте

Аутентификация – проверка идентичности пользователя

Б

База данных (БД) – поименованная, целостная, взаимосвязанная, единая система данных, организованная по определенным правилам, которые предусматривают общие принципы описания, хранения и обработки данных; это – упорядоченная совокупность данных, предназначенных для хранения, накопления и обработки с помощью ЭВМ.

База знаний (БЗ) – формализованная система сведений о некоторой предметной области, содержащая данные о свойствах объектов, закономерностях процессов и явлений, а также правила использования в задаваемых ситуациях этих данных для принятия новых решений

Безопасность (технологическая) – система методов и средств предотвращения и выявления непредумышленных угроз безопасности функционирования при случайных, дестабилизирующих воздействиях и отсутствии злоумышленного влияния на информационные системы, а также снижения воздействия этих угроз до допустимого уровня, который определяется соответствующими нормативно-техническим документами

Браузер (Browser) - программное обеспечение, используемое для входа в вебинарную комнату, проведения или участия в вебинаре. АБНапример, Internet Explorer, Mozilla Firefox, Google Chrome, Opera идругие.

Блог -личный сайт, доступный общественному просмотру и состоящий из регулярно обновляемых записей, статей, чек-листов, инфографик, изображений и мультимедиа.

Бизнес-симуляция - это игровое средство обучения или отдельное упражнение в составе электронного курса, имитирующее реальную деловую ситуацию, в условиях которой участникам необходимо совершить ряд действий, связанных, как правило, c принятием решений.

В

Валидность – степень нашей уверенности в том, что тест действительно выполняет ту функцию, для которой он предназначен.

Вебинар - онлайн-семинар, доклад, презентация, лекция на конкретную тематику, организованная при помощи web-технологий в режиме прямой трансляции. Ведущий находится за своим компьютером, а участники – за своими, вне зависимости от географии и месторасположения. Главной особенностью вебинаров является интерактивность — то есть возможность обсуждать, отправлять и получать информацию в режиме реального времени. Для этого реализованы такие инструменты, как электронная доска, тесты, опросы и голосования, демонстрация экрана рабочего стола, возможность загрузки и просмотра презентаций и видео, обмен файлами и т.д. Слушатели задают вопросы, дают комментарии, общаются с ведущим и другими участниками в текстовом онлайн- чате. Докладчик также «видит» активность всех участников, отвечает на вопросы и сам может обратиться с вопросом ко всем сразу или к любому из них.

Вебинарист - ведущий вебинара.

Вебинарная комната - специальная веб-страница, на которой проходит вебинар, онлайн-конференция или онлайн-совещание. Она состоит из основного окна, где отображается транслируемая ведущим презентация, списка участников и модераторов, текстового онлайн-чата, предназначенного для общения с участниками, и «живого» видео ведущего. Вход в вебинарную комнату осуществляется по общей или индивидуальной ссылке.

Видеоконференция - современная технология, которая позволяет двум или более пользователям слышать и видеть друг друга, обмениваться данными и обрабатывать их на расстоянии, в интерактивном режиме реального времени. Видеоконференция находит применение везде, где необходимы оперативность в анализе ситуации и принятии решений, консультация специалиста, обучение сотрудников или совместная работа в режиме удаленного доступа над проектами и решениями.

Видеолекция – вид учебных материалов, представленных как неинтерактивный видеоряд.

Виртуал – особая форма психологического отражения реальности, обладающая свойствами порожденности, актуальности, интерактивности. Виртуалу противостоит консуетал

Виртуальная аудитория – множество удаленных друг от друга рабочих мест обучаемых и преподавателей, объединенных при помощи телекоммуникаций и сетевых компьютерных технологий для осуществления учебных процедур при изучении определенного курса и взаимодействия друг с другом

Виртуальная лаборатория – лаборатория, в которой учебно-исследовательское оборудование заменено средствами математического моделирования  Виртуальная образовательная среда – программно-телекоммуникационная среда, обеспечивающая ведение учебного процесса, его информационную поддержку и документирование в электронных сетях с использованием единых технологических средств любому числу учебных заведений независимо от их профессиональной специализации и уровня предоставляемого образования

Виртуальная реальность (ВР) – средство неконтактного информационного взаимодействия, реализуемое с помощью комплексных мультимедиа-операционных сред, создающих иллюзию непосредственного вхождения и присутствия в реальном времени в стереоскопически представленном “экранном мире”; это – мнимый мир, создаваемый и изменяемый человеком посредством компьютера

Виртуальное представительство (ВП) – программный комплекс, предоставляющий полный типовой набор сервисных служб (программных модулей) и информационных ресурсов, обеспечивающих организацию учебного процесса через сеть Интернет по учебным программам, методикам базового учебного заведения и реализацию функциональных обязанностей любой категории пользователей

Г

Геймификация (игрофикация) - внедрение игровых механик в неигровые процессы. В нашем случае, это придание процессам онлайн-обучения игровой значимости. Правильно разработанная игра — это оружие, направленное в сердце мотивации аудитории курса, вебинара, тренинга, а геймификация — незаменимый инструмент для решения задач. Техники геймификации превращают обучение в увлекательный игровой процесс с правилами, ролями, виртуальными наградами, миссиями, возможностью делать осмысленный выбор для достижения игровой цели в одиночку или совместно с другими студентами.

Гипермедиа – структура, содержащая текст, аудио- и видеофрагменты, соединенные ссылками в соответствии с логикой сюжета

Гиперссылки (ключевые слова) – активизированные ссылки в гипертексте на другие источники информации в сети Интернет

Глоссарий – общее для конкретной отрасли истолкование и определение

Гипертекст – способ представления информации с помощью связей между документами (оиперссылок); вид учебных материалов, представленных в электронной форме как интерактивные тексты, связанные гиперссылками.

Глобализация образования – это процесс расширения внешних и внутренних границ образования.

Д

Деловая игра – метод принятия управленческих решений в различных имитируемых производственных ситуациях путем игры группы студентов (или одного студента) с ЭВМ по заданным правилам в диалогом режиме. Это активный метод обучения, направленный на формирование у обучаемых самостоятельного мышления.

Дидактика – отрасль педагогической науки, раскрывающая теоретические основы образования в их наиболее общем виде. Дидактика выявляет закономерности, принципы обучения, задачи, содержание образования, формы и методы преподавания и учения, стимулирования и контроля в учебном процессе, характерные для всех учебных предметов, на всех возрастных этапах обучения. Дидактика изучает закономерности и специфику образования и непрерывного обучения в общеобразовательной, профессиональной, средней специальной и высшей школе и других системах обучения.

Дидактическая система – определяется тремя основными составляющими: видом управления, видом информационного процесса, типом средств передачи информации и управления познавательной деятельностью.

Дидактические принципы – система наиболее общих требований к процессу обучения, обеспечивающая его результативность.

Дидактические средства дистанционного обучения – материалы, методы и приемы обучения, формы организации учебно-познавательной деятельности, учитывающие ограниченность непосредственного общения с преподавателем.

Дистанционное образование – образование, полученное с использованием дистанционных технологий (по дистанционной форме обучения).

Дистанционное обучение – целенаправленный процесс интерактивного (диалогового), асинхронного или синхронного взаимодействия преподавателя и студентов между собой и со средствами обучения, индифферентный к их расположению в пространстве и времени.

Дистанционные образовательные технологии (ДОТ) — образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно- телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников [Закон РФ «Об образовании»].

Дистрактор - неправильный, но правдоподобный ответ в тестовых заданиях с выбором ответов

Дифференцированное обучение - программы, позволяющие по-разному представлять учебные материалы (от стандартных лекций до игр и тестов) в зависимости от того, какой способ подачи информации лучше работает для конкретного ученика. Хотя способы обучения будут разными, задача остается единой для всех.

Доска для рисования - аналог простого графического редактора на экране вебинара. Позволяет доносить свои мысли образно. Управляется через меню, на котором можно выбрать тип объекта, который вы хотите нарисовать, а затем изобразить этот объект, кликнув мышкой по экрану. Часто можно рисовать прямо поверх слайдов отображаемой презентации.

З

Заочное обучение – форма организации учебного процесса для лиц, сочетающих получение образования с профессиональной трудовой деятельностью (без отрыва от производства), предполагающая самостоятельное изучение отдельных разделов учебных курсов в соответствии со специально разработанными учебными программами и планами, выполнения контрольных заданий, проверяемых преподавателем, и очную фазу – экзаменационно-лабораторную сессию

И

Интерактивное обучение - новый, более творческий и интересный метод организации учебной деятельности в онлайн, при котором слушатель курса, вебинара, тренинга активно взаимодействует с преподавателем и полностью вовлечен в процесс обучения. Студент чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность и причастность к формированию контента. Преподаватель с помощью инструментов и техник интерактива в любое время может вступить в диалог со студентами, ответить на их вопросы, проверить домашние задания, дать свои рецензии, провести опрос, запустить тестирование, находясь при этом на расстоянии.

Интерактивность электронного курса — совокупность мультимедийных технологий, обеспечивающих обучающимся оперативную и персональную обратную связь в процессе освоения учебного материала за счет взаимодействия пользователя с элементами контента (расширяет возможности организации самостоятельной учебной работы студентов).

Инструментальные средства сетевого обучения – (иногда их называют программные комплексы, интегральные среды разработки и использования сетевых курсов, системы автоматизированного проектирования сетевых ресурсов, программные среды или просто оболочки) предоставляют возможность преподавателю интегрировать отдельные фрагменты информации и конструировать такие учебные курсы, которые позволяют изучать как отдельные вопросы, так и его разделы; обеспечивают административную среду, в которой легко управлять индивидуальными курсами (архивацией старых и открытием новых) и их каталогами, регистрацией, синхронными событиями, расписаниями и записями о студентах; поддерживают доступ к личным делам студентов и распределенным образовательным ресурсам через стандартные форматы, методы и правила

Интернет (Internet) – глобальная (всемирная) система компьютерных сетей, использующих для взаимодействия стандартные протоколы TCP/IP. Протокол TCP (Transfer Control Protocol) описывает, каким образом два подключенных к сети компьютера могут установить связь друг с другом с подтверждением этой связи. Протокол IP (Internet Protocol) описывает, как подключенный к сети компьютер должен разбивать данные на пакеты для передачи по сети и каким образом эти пакеты должны адресоваться, чтобы их можно было доставить по месту назначения. Интернет предоставляет следующие услуги: электронная почта, телеконференции, WWW, обмен файлами, телефонная связь; включает многочисленные источники информации и одновременно является магистралью к этим источникам информации. Существуют четыре типа соединений с сетью.: постоянное соединение, наборное прямое соединение, наборное терминальное соединение и соединение через электронную почту

Интернет курсы – учебные курсы, ориентированные на использование Интернет как для передачи учебно-методических материалов, так и для контактов между студентами и преподавателями

Интернет-обучение – обучение, при котором студенты связаны с источником информации, с преподавателем или друг с другом через компьютерную сеть Интернет  Интернет-технологии – информационные, телекоммуникационные и иные технологии, а также сервисные услуги, на основе которых происходит деятельность в сети Интернет или с ее помощью

Интранет (Intranet) – внутренняя сеть организации или корпорации, обладающая многими функциональными возможностями Интернет. Интранет может быть подключена к Интернет

Информатизация – глобальный процесс производства и повсеместного использования информации как общественного ресурса, базирующийся на массовом внедрении технологий сбора, обработки, хранения и передачи информации и обусловливающий глубокие изменения прогрессивного характера социально-экономических, политических и социокультурных структур в обществе, существенно влияющий на уровень и качество жизни населения  Информационная безопасность – системная функция, обеспечивающая разграничение функциональных полномочий и доступ к информации в целях сохранения трех основных свойств защищаемой информации: конфиденциальности, целостности, готовности

Информационная культура – вбирает в себя знания из тех наук, которые способствуют ее развитию и приспособлению к конкретному виду деятельности (кибернетика, информатика, теория информации, математика, теория проектирования баз данных и ряд других дисциплин). Она включает в себя умения пользоваться средствами информационных технологий (от телефона, компьютера до компьютерных сетей), пользоваться наиболее распространенными программными продуктами, знать особенности потоков информации в своей области деятельности, извлекать и эффективно ее использовать

Информационная поддержка образовательного процесса – включает в себя информацию на различных носителях, необходимую для эффективного проведения учебного процесса (учебно-методическое пособие, глоссарий, хрестоматию, основная и дополнительная литература, ссылки на адреса в Интернет и т.д.)

Информационно-образовательная среда – это программно-телекоммуникационное и педагогическое пространство с едиными технологическими средствами ведения учебного процесса в среде Интернет, независимых от профессиональной специализации (уровня предлагаемого образования), организационно-правовой формы и формы собственности учебных заведений. Выделяют три ее характерных признака: педагогическую систему и обеспечивающие подсистемы: финансовую, материально-техническую, маркетинговую, нормативно-правовую; иерархию методов для создания информационных ресурсов и работы с ними; распределенное в пространстве сообщество субъектов, заинтересованных в интерактивном участии в дистанционной педагогической деятельности, имеющих технические возможности для такого участия и принимающих в ней реальное участие

Информационное общество – общество, где основным предметом труда большей части общества является информация и знания, а орудием труда – информационные технологии

Информационные образовательные технологии – тип информационных технологий, в котором объектами описания, обработки и представления являются знания о той или иной предметной области

Информационные технологии – совокупность методов и средств сбора, хранения, обработки, передачи и представления информации, расширяющих знания людей и развивающих их возможности по управлению техническими и социальными процессами; это – совокупность действий и формальных процедур, участие в которой принимают люди, вычислительные машины и данные (информация) об объектах или процессах, обработка и представление которых в заданной форме и является целью реализации конкретной информационной технологии.

Информационная технология (ИТ) – система методов, производственных процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации пользователей этой информации. В состав ИТ входят аппаратные, программные и информационные компоненты.

Информационные ресурсы Internet – электронная почта, телеконференции, удаленные открытые читательские каталоги, виртуальные (сетевые электронные) библиотеки, онлайновые журналы, базы и банки данных, базы знаний.

Информационные технологии дистанционного обучения – технологии создания, передачи и хранения учебных материалов, организации и сопровождения учебного процесса дистанционного обучения; способы передачи учебной информации студенту и организации общения между преподавателем и студентами.

Информационный ресурс – модуль учебной информации, представляемый автором курса в виде указания на печатное издание (или его фрагмент), аудио или видео кассету (или фрагмент записи), компакт диск (или его фрагмент) или в виде файлов на дискетах.

К

Качество – совокупность свойств и характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворить установленные и предполагаемые потребности

Качество образования – раскрывается в таких понятиях, как:

    - качество преподавания (учебного процесса и педагогической деятельности);
    - качество научно-педагогических кадров;
    - качество образовательных программ;
    - качество материально-технической базы, информационно-образовательной среды;
    - качество студентов, учащихся, абитуриентов;
    - качество управления;
    - качество исследований и др.

Традиционно при определении понятия «качество образования» выделяют три основных вектора: качество содержания образования; качество результатов образования (качество образованности личности); качество образовательных технологий (качество методов обучения и воспитания). Качество образования выпускника учебного заведения можно, например, рассматривать как соответствие (адекватность) принятым в образовательной доктрине социальным требованиям и нормам (стандартам)

Качество обучения – степень соответствия знаний и умений выпускника учебного заведения заранее согласованным требованиям, обеспечивающим его конкурентоспособность на рынке труда

Качество программного обеспечения – совокупность показателей, характеризующих устойчивость работы, свойства интерфейса, а также способность программы удовлетворять потребности пользователей в обработке информации

Коммуникативность электронного курса — организация работы студентов средствами инструментов и сервисов среды электронного обучения, обеспечивающая взаимодействия по типу «студент– преподаватель», «студент–студент» непосредственно в среде ЭК.

Контент учебный - содержимое обучающего программного средства или сайта, предназначенное для непосредственного восприятия пользователем с целью обучения или ориентации в учебном процессе.

Кейс (case) – набор учебных материалов на разнородных носителях (печатные, аудио-, видео-, электронные материалы), выдаваемых студенту для самостоятельной работы.

Кейс-технология дистанционного обучения – технология организации учебного процесса, при которой учебно-методические материалы комплектуются в специальный набор (кейс) и передаются (пересылаются) студенту для самостоятельного изучения (с периодическими консультациями у назначенных ему тьюторов).

Компьютеризация обучения – многоцелевое использование средств электронной вычислительной техники в учебном процессе.

Компьютерная модель – учебное издание, основанное на математических моделях; может быть использована не только для демонстрации трудно воспроизводимых в учебной обстановке явлений, но и для выяснения (в диалоговом режиме) влияния тех или иных параметров на изучаемые процессы и явления.

Компьютерная тестирующая система – учебное издание, которое обеспечивает, с одной стороны, возможность самоконтроля для обучаемого, а с другой – принимает на себя рутинную часть текущего или итогового контроля. Компьютерная тестирующая система может представлять собой как отдельную программу, не допускающую модификации, так и универсальную программную оболочку, наполнение которой возлагается на преподавателя.

Компьютерный (электронный) учебный курс – учебно-методический программно-информационный комплекс, обеспечивающий возможность обучаемому самостоятельно освоить учебный курс в on-line и off-line режимах с целью формирования и закрепления новых знаний, умений и навыков в определенной предметной области и в определенном объеме в индивидуальном режиме

Л

Личный web-кабинет — страницы преподавателей и обучающихся в составе программных средств электронной информационно- образовательной среды дистанционного образования, через которые осуществляется доступ к электронным образовательным и информационным ресурсам и обеспечивается как удаленная контактная работа обучающихся с преподавателем, так и самостоятельная работа обучающихся.

Лаборатория удаленного доступа – подразделение учебного заведения, оснащенное соответствующим программным обеспечением и учебно-исследовательским оборудованием с дистанционным доступом к нему по телекоммуникационным каналам связи.

М

Массовый открытый онлайн-курс (MOOC) - курс, все материалы и задания которого доступны онлайн любому жителю планеты. MOOC объединяет преподавателей и студентов, заинтересованных в определенной теме. Чем больше участников и открытых материалов, тем эффективней будет обучение.

Мастер-класс - интерактивная форма обучения, которая сочетает короткую теоретическую часть и индивидуальную работу, направленную на получение и закрепление конкретных практических навыков, умений.

Мастер (эксперт, учитель, тьютор) передает свой профессиональный опыт в конкретном вопросе путем прямого комментирования и демонстрации наиболее эффективных методик, приемов, моделей с целью передать мастерство. При этом, работая в онлайн-формате, одной из главных задач тренера является вовлечение абсолютно всех слушателей в процесс обучения.

Мобильное обучение (Mobile Learning, или mLearning) - новая форма дистанционного электронного образования, для которой характерно обучение с помощью мобильных устройств (планшетов, смартфонов, мультимедийных гидов). Это обучение, которое можно взять с собой, изучать и использовать там, где возникла в этом потребность или, например, выдалось свободное время. Таким образом, ученик не привязан к рабочему месту и к ПК.

Модели электронного обучения — организационные разновидности ЭО, отличающиеся соотношением распределения времени и объема работ между аудиторной и электронной компонентами и способами организации учебного процесса. Различают обучение с веб-поддержкой, смешанное обучение, полное электронное (он-лайн) обучение.

Метод «малых групп» – метод, направленный на решение познавательной задачи в рамках локализованной группы, когда учащийся имеет возможность принять участие в постановке проблемы и поиске ее решения. Работа в малых группах позволяет создать особую эмоциональную атмосферу, которая предполагает включенность каждого учащегося в образовательный процесс.

Метод обучения – способ обучающей работы преподавателя и организации учебно-познавательной деятельности обучаемых по решению различных дидактических задач, направленный на овладение изучаемым материалом.

Методика – совокупность способов, приемов, средств целесообразного проведения какой-либо работы.

Методология – система принципов, норм и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение о путях достижения истинного значения и оптимального практического эффекта.

Моделирование – метод исследования объектов познания на их моделях; построение моделей реально существующих предметов и явлений и конструируемых объектов для определения либо улучшения их характеристик, рационализации способов их построения, управления ими и т.п.

Мобильность (переносимость, взаимозаменяемость) – свойство открытой системы, обеспечивающее возможность переноса программ, данных при модернизации или замене аппаратных платформ и работы с ними специалистов, пользующихся информационными технологиями без их переподготовки при внесении этих изменений

Модульная (блочная) структура учебного курса – структура курса, состоящая из завершенных составных частей (учебных модулей), что допускает различные образовательные траектории его изучения и позволяет использовать один и тот же курс в образовательных программах различного объема и назначения

Метод проектов – способ организации совместной учебно-познавательной, творческой или игровой деятельности учащихся с целью достижения общего результата

Мультимедийные учебные материалы – учебные материалы, включающие тексты, аудио-, видео- и анимационные элементы

Н

Непрерывное образование – единая система, включающая общеобразовательную и профессиональную школу, высшие специальные учебные заведения, курсы повышения квалификации, переподготовки кадров, экономическое образование, самообразование.

Новые информационные технологии (НИТ) – технологии, базирующиеся на компьютерных и телекоммуникационных средствах

О

Образовательная платформа (Learning Platform) - онлайн- сервис, где можно хранить учебные материалы, обмениваться информацией, выполнять, хранить и сдавать задания.

Обратная связь (Feedback) - предоставление участнику курса данных о результатах применения им знаний, выполнения самостоятельных работ, тестирований, экзаменов в виде отзывов, рецензий, замечаний или рекомендаций с целью лучшего понимания заданий и повышения успеваемости.

Обучение на протяжении всей жизни (Lifelong learning) - концепция, согласно которой обучение продолжается на протяжении всех жизни после завершения основного формального образования.

Онлайн-тренинг - форма активного обучения, направленная на «тренировку» конкретных навыков, знаний и умений в какой-либо сфере деятельности. Это всегда обучение через поведение, через прохождение участниками группы ряда смоделированных тренером ситуаций. Только маленькую часть тренинга занимает теория, в основном тренинг – это практика, действия и анализ этих действий. В традиционном понимании тренинги – это краткосрочные занятия, на которых присутствует тренер и ученики, а онлайн-тренинги отличаются лишь тем, что проводятся не в какой-то аудитории, а посредством Интернета с помощью специальных сервисов, в режиме реального времени.

Открытое обучение - это обучение, аттестация для всех желающих с отменой социальных и территориальных барьеров. Основная применяемая технология – массовые открытые образовательные курсы.

Образование (при многоаспектном подходе) – это процесс, результат, ценность, система

Образовательная среда – среда, элементы которой соответствуют информационно-образовательной среде, но по уровню развития и качественных характеристик предшествуют ей по времени; информационно-образовательная среда более «развитая» чем образовательная среда

Образовательный франчайзинг – нормативно-правовой механизм взаимодействия партнеров (образовательных учреждений) в системе дистанционного обучения на основе принципов образовательного франчайзинга. Во франчайзинге участвуют две стороны – франчайзер и франчайзи. Франчайзер – это учреждение, имеющее широко известную торговую марку и высокий имидж на образовательном рынке и выдающая на компенсационной основе, на определенный срок и на определенных условиях франшизу (исключительное право) другой фирме. Франчайзи же – это учреждение, приобретающее у франчайзера на определенный срок и на определенных условиях исключительное право на ведение образовательной деятельности с использованием ее торгового знака, программ, обеспечения и технологий

Обучение – это целенаправленный, специально организованный интерактивный процесс взаимодействия обучающего и обучаемого, протекающий в педагогической системе

Открытая информационная система – система, реализующая открытые спецификации на интерфейсы, службы и форматы данных, достаточные для того, чтобы обеспечить: расширяемость или масштабируемость (extensibility/scalability) – добавление новых функций или изменение некоторых уже имеющихся при неизменных остальных функциональных частях; мобильность или переносимость, взаимозаменяемость (portability) – перенос программ, данных при модернизации или замене аппаратных платформ и возможность работы с ними специалистов при изменениях; интероперабельность (interoperability) – способность к взаимодействию с другими системами; дружественность (derivability) – интерфейс пользователя с «легкой управляемостью»

Открытая система – система с общедоступной спецификацией на интерфейсы, службы и форматы данных, поддерживаемой открытым, гласным, согласительным процессом, направленным на постоянную адаптацию новой технологии и достаточным для того, чтобы обеспечить расширяемость, мобильность, интероперабельность, дружественность к пользователю

Открытое образование – система получения и развития образования, обеспечивающая целенаправленную, контролируемую, интенсивную, самостоятельную творческую работу обучаемого, возможность выбора обучаемым программы, преподавателя, графика и форм обучения в одном или нескольких учебных заведениях вне зависимости от места их расположения, а также места жительства и учебы обучаемого, возможность обучаться на протяжении всей жизни по индивидуальной траектории

Открытое образование (система) – совокупность учебно-методических, технических, информационных ресурсов и организационных мероприятий, реализующая принципы открытого образования

Открытое общество – общество, которое базируется на принципах гласности, толерантности, гуманизма, демократии

Оценка качества подготовки специалистов – оценка степени соответствия уровня подготовленности выпускников образовательных учреждений профессионального образования требованиям, установленным образовательными стандартами

Очное обучение – характеризуется тем, что учебный процесс реализуется в учебном заведении (с отрывом от производства) в соответствии с расписанием и при непосредственном личном взаимодействии его участников

П

Проектирование курса (Course Design) - процесс построения адаптированной и логически выстроенной информационной модели курса. Он подразумевает выбор цели обучения, подбор элементов курса, его планирование, тестирование и апробацию, а также подготовку стратегий преподавания. Методическое проектирование предшествует началу набора слушателей на соответствующий курс.

Платформа вебинаров - площадка для вещания, своеобразная виртуальная «комната» в Интернете, предназначенная для проведения онлайн-мероприятий: вебинаров, конференций, онлайн- тренингов, онлайн-презентаций, онлайн- встреч, онлайн-обучения и др. Стандартный функционал платформ включает: трансляцию видео и аудио ведущего, текстовый чат, показ слайдов презентации в формате ppt и pdf, режим доски (флипчарта), инструменты рисования, опросы и тестирования, демонстрацию рабочего стола и материалов, показ видеороликов, запись вебинара, техническую поддержку.

Перевернутый класс (Flipped Classroom) - педагогическая модель, в которой типичная подача лекций и организация домашних заданий представлены наоборот. Студенты самостоятельно смотрят короткие видео- лекции, в то время как в режиме реального времени (онлайн) отводится время на выполнение упражнений, обсуждение проектов и дискуссии. Видео-лекции часто рассматриваются как ключевой компонент в перевернутом подходе, такие лекции в настоящее время либо создаются преподавателем и размещаются в интернете, либо хранятся в каком-то онлайн-файлообменнике.

Прокторство (Proctoring) - наблюдение за поведением студентов в онлайн классах, а также посредством видеосвязи при сдаче тестов и экзаменов для предотвращения списываний.

Презентация - иллюстративный материал к обучению, состоящий из отдельных слайдов. Цель презентации — наглядно донести до аудитории материал в удобной и максимально понятной форме. Презентация может представлять собой сочетание текста, изображений, компьютерной анимации, графики, видео, музыки (но не обязательно всё вместе). Кроме того, презентация имеет сюжет, сценарий и структуру, организованную для удобного восприятия информации. Отличительная особенность презентации — интерактивность, то есть создаваемая для пользователя возможность взаимодействия через элементы управления.

Пре-тест (Pre-tests) - предварительный тест, контрольное задание, которое предъявляется перед началом обучения с целью проверки степени владения исходными, базовыми для будущего обучения знаниями, действиями, установками, а также для сравнения результатов предварительного и итогового тестирования и диагностики изменений, произошедших в итоге обучения.

Педагогические технологии – технологии организации учебного процесса.

Педагогические технологии дистанционного обучения – это педагогические технологии опосредованного и непосредственного общения с использованием электронных телекоммуникаций и дидактических средств.

Портфолио – это индивидуальный, персонально подобранный пакет материалов, которые, с одной стороны, представляют индивидуальные образовательные результаты в продуктном виде, с другой стороны, содержат информацию, которая характеризует способы анализа и планирования своей образовательной деятельности, которыми владеют студенты.

Полнообъемное дистанционное обучение (в соответствии с ныне утвержденной Минобразованием России методикой применения дистанционных образовательных технологий) – технологии, определяющие реализацию для обучающихся образовательных программ в объеме не менее 70% объема часов учебного плана; при этом посредством дистанционных образовательных технологий для образовательных программ высшего и среднего профессионального образования реализуется должно быть не менее 80% объема часов общих гуманитарных и социально-экономических, математических и общих естественнонаучных дисциплин

Портал – WWW-система с настраиваемым персонифицированным интерфейсом, обеспечивающим людям возможность взаимодействовать с другими людьми, находить и использовать информационные ресурсы в соответствии со своими интересами

Портал (образовательный) – портал образовательного пространства средствами сети Интернет, подразумевающий образовательную и просветительскую деятельность, предоставление информации и средств общения для профессионалов, улучшение связей между существующими подразделениями и ресурсами, совершенствование средств навигации по сети Интернет в целевом направлении, соблюдение авторских прав, защиту интеллектуальной собственности, объявление конкурсов на лучший учебный курс, образовательную технологию, образовательную услугу и т.д., объявление конкурсов на замещение вакансий, размещение рейтингов учебных заведений, специальностей в зависимости от спроса на рынке труда, возможность обмена информацией, предоставление разнообразных сервисов (ЧАТ, форума, почтовой рассылки) и др.

Провайдер ДО – учебное заведение, предлагающее пройти обучение или создающее возможность прохождения обучения в других учебных заведениях для получения образования с использованием дистанционных образовательных технологий

Профессорско-преподавательский состав системы ДО – преподаватели, проживающие и работающие в территориально различных местах, организационно и методически объединенных через учебные центры и ведущих в них учебный процесс на основании заключенных с ними договоров

Р

Раздаточные материалы - электронные материалы вебинара, которые должны отправляться участникам заранее. Они повышают лояльность слушателей, позволяют им лучше запомнить вас и ваш вебинар. Например, слайды презентации; чек-листы; ссылки на статьи; электронные учебники; тетради и т.д.

Распределенная электронная библиотека – средство накопления, хранения и распространения информационных и методических ресурсов, поддерживаемое территориально удаленными поставщиками информации, доступные любому пользователю сети Интернет, включающие в себя библиографические описания информационных ресурсов, полнотекстовые электронные документы, мультимедийные документы, обучающие программы, программы тестирования знаний, базы научно-технической информации и т.п.

Рейтинг – суммируемые оценочные результаты текущего, промежуточного и итогового контроля

С

Система электронного дистанционного обучения (СДО) — обучение с использованием сети Интернет и мультимедийных технологий, позволяющих сделать процесс передачи знаний более гибким, насыщенным и удобным для слушателей. Этот термин объединяет все самые инновационные достижения в области повышения квалификации: электронные библиотеки и учебные материалы, участие в вебинарах, индивидуальное сопровождение тьютора на всех стадиях, самостоятельные работы, решение практических задач, промежуточный контроль знаний через тестирования, онлайн-экзамены и т. д.  Виртуальное обучение, удаленное обучение, цифровое образование, digital-образование — это все о нем, об e-learning.

Синхронное обучение - разновидность онлайн-обучения, в котором взаимодействие между слушателями и преподавателями происходит в режиме реального времени. Вебинары, совместная работа над документами, видеоконференции — примеры синхронного онлайн-обучения. Слушатели могут получать информацию, работать с ней самостоятельно или в группах, обсуждать её с другими участниками и преподавателями из любого места в единый для всех период времени.

Смешанное (гибридное) обучение - образовательная модель, совмещающая элементы дистанционного и традиционного (очного) обучения. При смешанном обучении студенты, помимо привычного посещения учебного заведения, с частью материала работают в формате онлайн, участвуют в вебинарах. Такой подход дает возможность контролировать время, место, темп и путь изучения материала, а также позволяет совмещать традиционные методики и актуальные технологии

Сторителинг (Storytelling) - способ подачи информации в виде интересной истории или рассказа. Под историей мы понимаем любое сюжетно связанное повествование, которое является выражением какого-либо принципа, правила или понятия. Целью сторителлинга является создание эмоциональных связей с помощью которых можно управлять вниманием и чувствами аудитории, расставлять нужные акценты, заостряя внимание на важных вещах.

Система управления обучением (LMS) - высокоуровневое, стратегическое решение для планирования, проведения и управления всеми учебными мероприятиями, включая электронное обучение, виртуальные классы и онлайн- курсы. LMS-системы позволяют разрабатывать задания, назначать их отдельным ученикам или группам, работать над совместными проектами и отслеживать прогресс и рост студентов по всем типам учебных мероприятий. Известный пример — LMS Moodle.

Система управления учебным контентом (LCMS) - в отличие от LMS, эта система концентрируется на задачах управления содержанием учебных программ, а не процессом обучения, и ориентирована не на менеджеров и студентов, а на разработчиков контента, специалистов по методологической компоновке курсов и руководителей проектов обучения. Главная задача LCMS – создание учебного контента за требуемое время для удовлетворения потребностей отдельных студентов или групп. Она помогает держать в порядке все С электронные материалы, домашние задания и другие элементы конкретного онлайн-курса. А также управлять расписанием и вести обсуждения между участниками обучения.

Сетевые учебные материалы – это учебные материалы, которые включают сетевые версии мультимедиа курсов, материалы, имеющиеся в Интернет, эксперименты с удаленным доступом и т.п.

Свободное («открытое») обучение (англ. open learning) – форма организации процесса обучения, основанная на принципе свободы выбора времени, места, продолжительности, цены, вида, форм, целей, организации, методов, источников и средств, последовательности, содержания, оценки, программы обучения, консультантов, наставников, преподавателей, учебных заведений, уровня и документов образования

Сетевой курс – система представления знаний, обеспечивающая непрерывность и полноту дидактического цикла дистанционного процесса обучения, включающего представление теоретического материала, обеспечение тренировочной учебной деятельности и контроля усвоения знаний, информационно-поисковую деятельность

Сетевой этикет (сетикет) – правила поведения при работе в сети Интернет/Интранет

Сетевые технологии ДО – технологии, базирующиеся на использовании сети Интернет (или Интранет) как для обеспечения студентов информационными и учебно-методическими материалами, так и для интерактивного взаимодействия между преподавателем и обучаемыми

Система дистанционного обучения (СДО) – совокупность организационных, телекоммуникационных, педагогических и научных ресурсов, вовлеченных в создание и практическое осуществление образовательных программ с использованием дистанционной технологии обучения

Система качества – совокупность трех слоев управления: 1) описание политики управления для каждого системного элемента (организации, ответственных, контроля); 2) описание процедур управления качеством на соответствие (что, где, кем и когда должно быть сделано); 3) тесты, планы, инструкции, правила и т.п.

Система открытого образования – открытая система, предназначенная для реализации процесса и принципов открытого образования, которая может выступать в качестве компонента другой, более сложной системы, системы образования в целом

Система сетевого дистанционного обучения включает, как правило, следующие базовые элементы: учебное заведение как организационная структура реализации дистанционных образовательных технологий; информационные ресурсы (базы данных учебно-справочных материалов, базы знаний); технические и программные средства обеспечения технологии ДО; преподаватели-консультанты (тьюторы; инструкторы); обучающиеся (слушатели, студенты). В учебном процессе используются две группы технологий: пассивные (например, предоставление учебно-методических материалов в печатном виде, на аудио- и визуальных носителях или CD-ROM) и интерактивные – компьютерные (например, видеоконференции, электронная почта и т.д.)

Система управления (администрирования) учебным процессом сетевого ДО – компьютерная система, предназначенная для обеспечения учета информации о приеме и выпуске слушателей, выполнении ими академического графика, фиксировании работы, выполненной преподавателями-консультантами и пр., а также для выпуска необходимой документации. На такие системы возлагаются также функции по защите данных и разграничению прав доступа различных категорий пользователей ДО, по обеспечению каталогизации и функционирования электронной библиотеки

Смешанное обучение (blended learning) или «включенное» Интернет-обучение – предполагает сохранение общих принципов построения учебного процесса традиционного обучения (например, при заочной форме обучения или экстерната). Идея «включенного» Интернет-обучения заключается в том, что определенную долю учебных дисциплин (или дисциплины) студенты (слушатели) осваивают в традиционных формах обучения (очной или заочной и т.д.), а другую часть дисциплин (или дисциплины) – по технологиям сетевого обучения. Соотношение долей определяется готовностью к подобному построению учебного процесса образовательного учреждения в целом, а также желанием и техническими возможностями студентов (слушателей). Данный вариант отражает отчасти другое понятие – «частичности» дистанционного обучения. Такой подход носит название «гибкое обучение» (flexible learning)

Средства новых информационных технологий – программно-аппаратные средства и устройства, функционирующие на базе микропроцессорной техники, современных средств и систем телекоммуникаций информационного обмена, аудио- видеотехники и т.п., обеспечивающие операции по сбору, продуцированию, накоплению, хранению, обработке и передаче информации: компьютеры всех классов (от «супер» до «палм-топ»), устройства ввода речи в компьютер, сканеры, базы данных и знаний, системы мультимедиа, видео- и телетекст, модемы, компьютерные сети, информационно-поисковые системы, цифровые фотокамеры, экспертные обучающие системы, устройства вывода графической информации, гипертекстовые системы, телевидение, радио, телефон и факс, голосовая электронная почта, телеконференции, электронная доска объявлений, программные средства навигации в Интернет, электронные библиотеки, программные средства учебного назначения, засекречивающая аппаратура, редакционно-издательские системы, CD-ROM, системы распознавания текста, программные комплексы (языки программирования, трансляторы), синтезаторы речи по тексту, средства передачи данных, пейджеры, системы «виртуальной реальности», геоинформационные системы и др.

Структура системы дистанционного обучения – совокупность взаимосвязанных элементов, функционирующих для достижения целей учебного процесса, предполагающая наличие дидактической (учебно-методического блока и блока средств обучения), административно-управленческой (организационной структуры управления), материально-технической (офисного и телекоммуникационного оборудования, издательства, складских помещений, учебно-консультационных аудиторий, мультимедиа лабораторий и др.), информационной (сбора, накопления и систематизации в базе данных информации о потребностях рынка труда, параметрах региона, сферах производственной деятельности, образования и др.), региональной подсистем, подсистем научных исследований, маркетинга, международных отношений, безопасности и связи и др.

Т

Тьютор - личный наставник, преподаватель-консультант, который сопровождает/поддерживает учащегося или студента в процессе индивидуального онлайн-обучения, разрабатывает индивидуальные образовательные программы для своих подопечных, проводит вебинары, конференции, следит за обновлением учебных материалов. Он помогает получать конкретные навыки и повышать квалификацию как молодым, так и зрелым людям вне зависимости от сферы их деятельности. Но главное его отличие от преподавателя или лектора состоит в том, что он стремится поглубже узнать своего слушателя, увидеть его личные цели, стремления, предпочтения, возможности, выявить пробелы и помочь выстроить индивидуальную траекторию обучения. Тьютор сопровождает образовательный процесс «от и до»: где- то контролирует, где-то поддерживает, где-то мотивирует. От тьютора зависит образовательный эффект, который при правильной организации работы может быть вполне сопоставим с эффектом от очного обучения.

Трансляция экрана (рабочего стола) - демонстрация содержимого экрана (или его части) ведущего вебинара на экранах других участников вебинара в режиме реального времени.

Техническая поддержка - команда квалифицированных профессионалов, которая заботиться о надежности и бесперебойности работы порталов дистанционного обучения и платформ вебинаров, а также помогает студентам и преподавателям быстро решать проблемы, связанные с технической стороной организации обучения.

Троллинг - один из видов нарушения этики и общения в рамках онлайн- мероприятия. Непреднамеренное или же умышленное подначивание ведущего вебинара или его слушателей с целью вызвать гнев, негативную реакцию или спровоцировать конфликт.

Технологии off-line – коммуникационные технологии, которые обеспечивают обмен информацией в режиме с отложенным ответом.

Технологии on-line – коммуникационные технологии, которые обеспечивают обмен информацией в режиме реального времени.

Технологии дистанционного обучения – это технологии, основанные на широком применении методов развивающего обучения, проблемных и исследовательских методов в сочетании с максимальным использованием достижений в области информационных технологий.

Телевизионная технология (ТВ-технология) ДО – вид дистанционной технологии обучения, базирующийся на использовании телевидения для доставки обучающимся учебно-методических материалов и организации регулярных лекций преподавателей по определенным курсам и направлениям подготовки

Телеконференцсвязь и видеотелефон – обеспечивают возможность двухсторонней связи между преподавателем и учащимися при передаче видеоизображения, звука и графических иллюстраций. Видеотелефон отличается от видеоконференцсвязи ограниченностью размеров и качеством представления визуальной информации

Территориальный пункт доступа (ТПД) – любая организация, имеющая сертификат базового учебного заведения, обеспечивающая пользователям возможность обучения по сетевым технологиям (доступ к Интернет), но не выполняющая никаких образовательных функций. Роль ТПД вполне может выполнять, например, средняя школа, имеющая компьютерный класс с выходом в Интернет

Тестирование – форма контроля знаний с помощью аппаратно-программных средств тестирования и заложенных в них тестов в режимах on-line и off-line. Тестирование проводится по т.н. педагогическому сценарию, определяющему группы вопросов, включенные в тест, сроки тестирования и другие параметры

Технология – совокупность процессов, правил, навыков, применяемых при создании какого-либо воспроизводимого вида продукции или услуг

Технология обучения – система научно обоснованных действий (операций) активных элементов (участников) учебного процесса, осуществление которых приводит к достижению поставленных целей обучения

Технология открытого образования – рациональное сочетание технологий традиционного и дистанционного обучения на основе современных средств информатизации

Траектория изучения курса ДО – состав и порядок изучения модулей учебного курса, определяемый в зависимости от уровня подготовки обучаемого и реализуемой программы подготовки

У

Учебный центр - образовательное учреждение или объединение образовательных учреждений, имеющее учебные помещения, оборудование и средства коммуникации, административный и педагогический персонал, обеспечивающее организацию и управление учебным процессом в Системе дистанционного обучения.

Учебно-методический комплекс (УМК) – включает в себя элементы, необходимые для эффективной реализации учебного процесса (учебное пособие, руководство по изучению дисциплины, глоссарий, тесты, хрестоматию и др.)

Учебно-методический модуль (УММ) – автономная организационно-методическая структура учебной дисциплины, включающая дидактические цели, логически завершенную единицу учебного материала, методическое руководство и систему контроля знаний.

Ф

Форум - онлайн-площадка для организации неформального общения участников обучения (курса, конференции) и преподавателей, которое ведется в формате обсуждения актуальных тем и вопросов в рамках созданных ими разделов форума.

Флуд - фактически замусоревание темы онлайн-мероприятия однотипной информацией, как без злого умысла (от нечего делать), так и с целью троллинга, например, из желания досадить спикеру. Как правило, флуд занимает довольно много места и лишен какого-либо смысла. Это может быть одна повторяющаяся фраза, символы, буквы, слова, одинаковые графические элементы или просто короткие сообщения в чате вебинара.

Форма обучения – внутренняя организация процесса взаимодействия учителя и ученика как упорядоченная совокупность циклов учебной работы по усвоению содержания учебного материала и освоению способов деятельности, представленная описанием циклов обучения; это – внешняя сторона организации учебного процесса, связанная с количеством обучаемых, временем и местом обучения, а также порядком его осуществления

Форма организации обучения – предполагает упорядочивание, налаживание, приведение в систему взаимодействия учителя с учащимися при работе над определенным содержанием материала с целью обеспечения оптимального функционирования процесса управления учебной деятельностью со стороны учителя, конструирование конкретных форм, которые обеспечивали бы условия для эффективной учебной работы учеников под руководством учителя. Выделены такие основания для классификации, как количество и состав учащихся, место учебы, продолжительность учебной работы – индивидуальные, индивидуально-групповые, коллективные, классные и внеклассные, школьные и внешкольные формы организации обучения

Э

Электронная библиотека - информационная система, обеспечивающая хранение и эффективное использование электронных материалов (текст, графика, аудио, видео, вебинары Т Ф Э и т.д.). Электронная библиотека включает в себя эффективные инструменты контекстного поиска, обеспечивающие пользователю получение необходимых ему документов

Электронная информационно- образовательная среда (ЭИОС) — совокупность электронных информационных ресурсов, электронных образовательных ресурсов, информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств, обеспечивающих освоение обучающимися образовательных программ или их частей независимо от места нахождения обучающихся, а также взаимодействие обучающихся с педагогическим, учебно- вспомогательным, административно- хозяйственным персоналом и между собой.

Электронная почта - система для быстрого обмена электронными сообщениями (письмами) между преподавателем и слушателями. С ее помощью преподаватель может приглашать на онлайн-мероприятия, отправлять учебные материалы, оповещать о любых изменениях, касающихся обучения.

Электронное обучение (ЭО) — организация образовательного процесса с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно- телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие участников образовательного процесса [Закон РФ «Об образовании»].

Электронный курс (ЭК) — совокупность ЭОР (обучающих, контролирующих, справочно- информационных и др.) для организации и сопровождения учебного процесса в электронной среде по отдельной дисциплине.

Электронный учебник - электронное издание, содержащее систематизированные сведения научного или прикладного характера по конкретной дисциплине, изложенные в форме, удобной для изучения и преподавания в онлайн формате, и рассчитанное на студентов определенной степени подготовки.

Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) — образовательный ресурс, представленный в электронно-цифровой форме и включающий в себя структуру, предметное содержание и метаданные о них [ГОСТ Р 52653-2006. Информационно- коммуникационные технологии в образовании. Термины и определения].

Экспериментальная оценка (педагогический эксперимент) – эксперимент по идентификации педагогического объекта, который проводится, если предварительно обеспечено следующее: разработанность гипотезы; наличие программы экспериментальной работы; разработанность способов и приемов вмешательства в практику обучения; наличие условий для экспериментальной работы; разработанность путей и приемов фиксации хода и результатов эксперимента – форм документации; подготовленность участников эксперимента; надежность методики эксперимента

Экспертиза – один из основных методов исследования в общей квалиметрии, широко используемый при проведении экспертной оценки в одном из ее направлений (например, педагогическая квалиметрия занимается количественной оценкой качества педагогических процессов)

Экспертный метод оценки – метод оценки, использующий эвристические возможности человека и позволяющие на основании знаний, опыта и интуиции ведущих специалистов, работающих в данной области, получить оценку исследуемых явлений

Экстернат – форма получения образования, предполагающая самостоятельное изучение дисциплин согласно программе профессионального образования по избранной специальности

Электронная библиотека – аппаратно-программный комплекс, обеспечивающий возможность накопления, актуализации и предоставления пользователям через телекоммуникационную сеть полнотекстовых информационных ресурсов учебно-справочного и иного назначения со своей системой документирования и безопасности

Электронная библиотека курса (электронная хрестоматия по учебному курсу) – входит в состав сетевого учебно-методического комплекса как сборник цитат и выдержек, призвана снизить для обучающихся учебно-организационные проблемы изучения основной и дополнительной литературы

Электронная доска – компьютерное приложение, оперирующее с графическими или текстовыми образами, позволяющее нескольким пользователям на разных компьютерах, входящих в одну сеть, оперировать с одним и тем же образом одновременно. В дистанционном обучении электронная доска используется при проведении телеконференций или при организации виртуальных аудиторных досок

Электронная педагогика – новое направление педагогической науки, предметом которой является педагогическая система открытого образования; система педагогических методов, методик, форм обучения и воспитания в высокотехнологичных информационно-образовательных средах

Электронная почта (electronic mail, e-mail) – передача, обмен (отправка и получение) адресных сообщений и файлов по компьютерной сети; одна из услуг, реализуемых в среде Интернет  Электронное издание – интерактивная гипермедийная система, организующая предъявление, поиск, печать и т.п. информации из конкретной области знаний

Электронное обучение (Е-Еducation) – система обучения, предполагающая использование Интернет-технологий, электронных библиотек, учебно-методических мультимедиа материалов, удаленных лабораторных практикумов и т.д.

Электронный деканат – выполняет функции традиционного учебного деканата посредством использования информационных и телекоммуникационных технологий

E-Learning (eLearning) - система электронного дистанционного обучения. Иными словами — обучение с использованием сети Интернет и мультимедийных технологий, позволяющих сделать процесс передачи знаний более гибким, насыщенным и удобным для слушателей. Этот термин объединяет все самые инновационные достижения в области повышения квалификации: электронные библиотеки и учебные материалы, участие в вебинарах, индивидуальное сопровождение тьютора на всех стадиях, самостоятельные работы, решение практических задач, промежуточный контроль знаний через тестирования, сдача онлайн-экзаменов и т. д. Виртуальное обучение, удаленное Е обучение, цифровое образование, digital- образование — это все о нем, об e-learning

LMS (Learning management system) — системауправленияобучением. Это высокоуровневое, стратегическое решение для планирования, проведения и управления всеми учебными мероприятиями в организации, включая онлайновое обучение, виртуальные классы и курсы, проводимые с преподавателем.

Moodle (модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда) — это свободная система управления обучением, ориентированная, прежде всего, на организацию взаимодействия между преподавателем и учениками, хотя подходит и для организации традиционных дистанционных курсов, а так же поддержки очного обучения.

MOOC (massive open online course) — это электронные образовательные курсы, предусматривающие открытый доступ к ним через интернет и большое количество обучающихся.

SCORM – (Sharable Content Object Reference Model) — сборник спецификаций и стандартов, разработанный для систем дистанционного обучения. Содержит требования к организации учебного материала и всей системе дистанционного обучения.

ICQ (I Seek You) – система для оперативного общения (Интернет-пейджер), в которую входит более быстрый, чем в E-Mail, обмен электронными письмами, ЧАТ-система и другие сервисные функции

IP-адрес – уникальный адрес компьютера в локальной сети или в Интернет (типа 194.56.78.2)

URL – любой документ, размещенный в сети Интернет, имеющий свой уникальный адрес (типа, www.openet.ru)

Web - то же, что WWW

WWW – сокращение от World Wide Web ("Всемирная паутина" или просто Web-паутина); одно из самых популярных приложений сети Интернет, построенное по принципу множества страниц, связанных между собой перекрестными ссылками (гиперссылками)

Источники:

http://des.bstu.ru/specify/glossary.html

https://ido.tsu.ru/other_res/ep/filosof_umk/text/glossariy.htm

http://distance.ru/assets/files/teacher/glossary.pdf